18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Смены программ и названий, мировые премьеры и Курентзис: ретроспектива Дягилевского фестиваля

Дягилевский фестиваль в Перми в этом году пройдет в 13-й раз (если учитывать его нынешнее название). На самом деле истоки главного культурного события Перми идут из 1980-х годов. Тогда название было иным, как и люди, организовавшие первые мероприятия. Редакция «Прм.Собака.ru» решила погрузиться в историю фестиваля: рассказываем, с чего он начинался, какие знаковые события происходили в разные годы (всех, увы, не перечислить) и как менялся Дягилевский с годами.

Первые Дягилевские чтения. Экскурсия по выставке «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX веков» (1987 год)
Пермская художественная галерея

Первые Дягилевские чтения. Экскурсия по выставке «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX веков» (1987 год)

Дягилевский фестиваль зарождался в 1987 году. Тогда событие было другим: несколько энтузиастов организовали в Перми научные дягилевские чтения. Это были мероприятия, посвященные великому импресарио Сергею Дягилеву, их проводили раз в два года. После к ним присоединились и другие события, в том числе концерты и балет. 

Постепенно дягилевское движение перерастало в более масштабное событие. С марта 2002 по 2003 год в Перми проходили торжества – выставки, театральные премьеры, конкурсы артистов балета – посвященные 130-летию со дня рождения Сергея Дягилева. В конце концов, в мае 2003 года, решено было учредить и провести первый международный фестиваль в честь импресарио. Тогда его назвали «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Идейным вдохновителем и руководителем фестиваля стал Георгий Исаакян, бывший в те годы худруком Пермского тетра оперы и балета.

В числе тех, кто начинал дягилевское движение в Перми в 1987 году были: директор Пермской художественной галереи Надежда Беляева, председатель общества любителей балета «Арабеск» Евгений Субботин, бывший директор школы №11 (сейчас – Дягилевская гимназия) Раиса Зобачева и искусствовед из Екатеринбурга Сергей Голынец.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин в Перми на премьере оперы «Лолита» (2003 год)
Фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж»

Майя Плисецкая и Родион Щедрин в Перми на премьере оперы «Лолита» (2003 год)

Памятник Дягилеву работы Эрнста Неизвестного в Дом Дягилева
Художественный музей Эрнста Неизвестного/ВКонтакте

Памятник Дягилеву работы Эрнста Неизвестного в Дом Дягилева

2003 – 2009 годы

В 2003 году приехали почетные гости фестиваля: балерина и хореограф Майя Плисецкая, композитор Родион Щедрин и президент Международного совета танца при ЮНЕСКО Милорад Мискович. «Дягилевские сезоны» открывались оперой Щедрина «Лолита» – это была мировая русскоязычная премьера знаменитого романа Владимира Набокова.

Во второй раз «Дягилевские сезоны» прошли в 2005 году. На фестивале впервые в Перми показали японский балет, его привезла Икуе Курода вместе с труппой «Батик». Еще одно масштабное событие фестиваля – оперная пушкиниана в режиме нон-стоп в течение 7,5 часов.

В 2007-м в рамках «Дягилевских сезонов» в гимназии №11 установили памятник Дягилева работы Эрнста Неизвестного. Говорят, для этого даже пришлось разбирать крышу актового зала. Почетными гостями в тот год стали поэты Эдвард Радзинский и Белла Ахмадулина, театральный художник Борис Мессерер, хореограф Владимир Васильев, скульптор Зураб Церетели, режиссеры Павел Лунгин и Доминик Делюш. Бэлла Ахмадулина неожиданно решила устроить поэтический вечер, провела его абсолютно бесплатно и раздавала автографы. Было несколько театральных премьер: балет «Времена года» Джерома Роббинса и опера «Синдерелла» Жюля Массне.

Балет «Русские сезоны» (2009 год)
Юрий Чернов

Балет «Русские сезоны» (2009 год)

Премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» (2009 год)
Юрий Чернов

Премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» (2009 год)

2009-й год для «Дягилевский сезонов» стал грандиозным. События проходили в оперном, ЦВЗ, синематеке, музее PERMM, галерее, органном зале. В этом году состоялась мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» по повести Александра Солженицына. На нее в Пермь прибыла вдова писателя, Наталия Дмитриевна. Также впервые давали оперу «Христос» Антона Рубинштейна. Впервые в Пермь приехали гастроли Большого театра с двумя одноактными балетами «Комната наверху» Твайлы Тарп и «Русские сезоны» Алексея Ратманского. Фестиваль закончился гала-концертом солистов балета Парижской Оперы, Мариинского театра, Пермского театра оперы и балета.

Одноактный балет «В сторону лебедя» на музыку Леонида Десятникова поставил Алексей Мирошниченко (2011 год)
Антон Завьялов

Одноактный балет «В сторону лебедя» на музыку Леонида Десятникова поставил Алексей Мирошниченко (2011 год)

Балет «Блудный сын» Баланчина, который был написан для «Русских сезонов» Дягилева (2011 год)
Антон Завьялов

Балет «Блудный сын» Баланчина, который был написан для «Русских сезонов» Дягилева (2011 год)

2011-й год

Этот год считается переходным для «Дягилевских сезонов». Фестивалем все еще руководил Георгий Исаакян, а худруком театра оперы и балета стал Теодор Курентзис. Среди интересных событий – премьера оперы Георга фон Альбрехта «Отче наш», первое в Перми исполнение «Квартета на конец времени» Оливье Мессиана и мировая премьера концерта для саксофонов с оркестром Александра Чайковского.

Концерт фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса (2012 год)
Антон Завьялов

Концерт фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса (2012 год)

2012 – 2017 годы

В 2012-м фестиваль возглавил Теодор Курентзис. И начались глобальные перемены: сменилось название – теперь в Перми начали проводить «Дягилевский фестиваль», а вместе с ним стали другими имидж, периодичность и художественная политика. Событие развернулось в сторону современной музыки, актуальных театральных тенденций и поддержки смелых культурных проектов. Было представлено три музыкальных премьеры: самой яркой театралы назвали «Гревень», написанный современником Валерией Николаевым по заказу оперного.

«Ромео и Джульетта» (2013 год)
Алексей Гущин

«Ромео и Джульетта» (2013 год)

«Век танца: Стравинский — Баланчин» (2014 год)
Павел Семянников

«Век танца: Стравинский — Баланчин» (2014 год)

В 2013-м главным событием стала премьера «Ромео и Джульетты» Прокофьева – она сопровождалась одноименной выставкой в галерее. Запоминающимся стало выступление фестивального хора с программой Альфреда Шнитке.

В 2014 году зрители «Дягилевского фестиваля» увидели мировую премьеру «Носферату» Дмитрия Курляндского на либретто Димитриса Яламаса и российскую премьеру балета Джорджа Баланчина «Век танца: Стравинский – Баланчин» на музыку Игоря Стравинского.

В 2015-м знаковым событием стали: реконструкция двух забытых работ Дмитрия Шостаковича – пролога к ненаписанной опере «Оранго» и балетно-циркового ревю «Условно убитый», а также празднование 60-летия композитора Леонида Десятникова.

«Травиата» в исполнении Надежды Павловой (2016 год)
Люси Янш

«Травиата» в исполнении Надежды Павловой (2016 год)

Мировая премьера хоровой оперы Tristia (2016 год)
Эдвард Тихонов

Мировая премьера хоровой оперы Tristia (2016 год)

Юбилейный, десятый фестиваль в 2016 году отличился. Впервые в рамках события прошла образовательная программа для студентов. Конечно, не обошлось без премьер. В списке: мировая – для оперы Tristia и произведения Александра Хубеева Game over для двух струнных квартетов и фортепиано, а также для «Травиаты» режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Та самая – с Надеждой Павловой в главной роли.

В 2017 году прошла мировая премьера одноактных балетов Стравинского в постановке трех современных хореографов: Вячеслава Самодурова, Владимира Варнавы и Алексея Мирошниченко. В рамках фестиваля впервые прошел спектакль-променад Remote Perm. Мировыми музыкальными премьерами стали фортепианный цикл Антона Батагова «ГДЕ НАС НЕТ. Письма игумении Серафимы» и композиция Алексея Сюмака «Чужая». 

Дягилевский фестиваль представит в этом году три оперные премьеры, много классической музыки разных времен и стран, а также перформансы. Вот список must see Дягилевского фестиваля-2024.

Премьера «Жанны на костре» (2018 год)
Антон Завьялов

Премьера «Жанны на костре» (2018 год)

«Sleep concert. Путешествие в себя» (2018 год)
Эдвард Тихонов

«Sleep concert. Путешествие в себя» (2018 год)

2018 – 2023 годы

2018 год подарил сразу восемь премьер: шесть российских и две мировые. Среди них – «Жанна на костре» в постановке Теодора Курентзиса и Ромео Кастеллуччи. Случился интересный эксперимент c ночным перформансом «Sleep concert. Путешествие в себя». Восьмичасовую колыбельную исполнили музыканты Фестивального оркестра Николая Скачкова и Сергея Полтавского. 

В 2019-м Дягилевский фестиваль проходил на фоне слухов об уходе из пермского оперного театра Теодора Курентзиса (которые вскоре подтвердились). Неожиданно отменились премьера оперы Альбана Берга «Лулу» в постановке Максима Диденко и сольный концерт виолончелиста Джованни Соллима. 

В 2020-м фестиваля не было. Причины – ковид и утрясение вопросов между ушедшим из театра Теодором Куртензисом и руководством региона. Зато в декабре состоялся мини-фестиваль «Дягилев +», с тех пор он стал ежегодным.

«Зима священная 1949 года» (2021 год)
Никита Чунтомов

«Зима священная 1949 года» (2021 год)

De temporum fine comoedia (2022 год)
Никита Чунтомов

De temporum fine comoedia (2022 год)

«Персефона» (2023 год)
Никита Чунтомов

«Персефона» (2023 год)

Закрытые границы повлияли на программу Дягилевского фестиваля в 2021 году. Она была лаконичной – без громких премьер, а также большого числа зарубежных исполнителей. Было уделено особое место творчеству Леонида Десятникова, которому в прошлом году исполнилось 65 лет. Фестиваль открылся «Зимой священной 1949 года» в интерпретации Курентзиса. Новым было и то, что впервые фестиваль не проходил в театре оперы и балета. В этом же году был создан Дягилевский фонд, который стал заниматься организацией фестивалей и руководить реконструкцией здания завода Шпагина в Дом музыки.

В 2022-м состоялась фестивальная премьера De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времен») Карла Орфа в постановке Теодора Курентзиса и режиссера Анны Гусевой. Основной упор в программе 2022 года сделали на перформансы. Они были многочисленными и разнообразными. 

В 2023 году были представлены оперные премьеры, экспериментальные пластические и театральные перформансы и, конечно, музыкальные концерты (были и классика, и альтернатива). Главным событием фестиваля стала постановка на музыку двух сочинений Игоря Стравинского: «Персефона» и Симфония псалмов. Вторая премьера – оратория «Триумф Времени и Разочарования» Георга Фридриха Генделя.

Старинная музыка на ночном концерте в Пермской художественной галерее (2023 год)
Гюнай Мусаева

Старинная музыка на ночном концерте в Пермской художественной галерее (2023 год)

2024 год – идем дальше

Программа в 2024 году тоже обещает быть насыщенной. Дягилевский фестиваль представят три новые оперные постановки, закрепляя за собой статус одного из главных оперных фестивалей страны. 

«Это шаг вперед, который делает фестиваль. Все три оперы – совершенно новые постановки. Это очень мощный опыт созидания, творческий и мыслительный процесс невероятной интенсивности. Мы приглашаем молодых авторов, которые готовы исследовать области непонятного, наполнить их энергией и преобразить. Те художники, творчество которых сейчас признано каноном, в свое время тоже входили на эти неизвестные территории. Так, опираясь на крепкий фундамент и ценности мировой культуры, мы идем дальше. Что было бы, если бы наука сто лет назад решила, что знает все? Так и искусство – нет конца исследованию души человека и красоты»,  – рассказывает художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентизис. 

Информационный обзор редакции. 18+

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: